xacan
Блокирован
Иман Валерия Порохова, академик Российской Академии Наук ©1991 г.
Сура 1 ОТКРЫВАЮЩАЯ Аль Фатиха
1
Во имя Аллаха, Всемилостивого, Милосердного!
2
Хвала Аллаху[1], Господу миров[1а]!
3
Всемилостив и милосерден (Он Один),
4
Дня Судного Один Он властелин.
5
Мы предаемся лишь Тебе[1б]
И лишь к Тебе о помощи взываем:
6
«Направь прямой стезею нас,
7
Стезею тех,
Кто милостью Твоею одарен,
А не стезею тех, на ком Твой гнев,
И не стезей заблудших».
Комментарии (Тафсир)
[1]
Аллах - это лишь одно из имен того Одного, Единого для всей Вселенной, Бога - Творца всего, что суще, того, если угодно, Суперразума, того Абсолюта всего бесконечно огромного механизма Вселенной, в том числе и нашей скромной планеты, который функционирует столь безотказно по столь совершенным законам диалектики, которые были открыты гением классической немецкой философии Гегелем (открыты, но не назначены) и ниспосланы всем нам во благо, ибо назначены нам во благо они Творцом нашим, одно из прекрасных земных имен Которого - Аллах.
Традиционно принято, что у Аллаха 99 имен, выражающие атрибуты Божественной сущности. Уже в первой Суре мы читаем некоторые из них: Рахман («милосердный»), Рахим («милостивый»); по ходу текста Корана большое количество айатов заканчивается рефренами с использованием самых различных имен, даваемых Господу.
Итак, в качестве Верховного Высшего Начала выступает Божественная монада (условно именуемая «Бог», «Господь»), что является отправным элементом всего сущего, первоисточником всякой жизни и в Своем безусловном совершенстве не обладает сущностью; в непосредственной близости от Него пребывает сфера Божественносущностного, откуда происходят первые из обретших форму (ангелы, джинны); вслед за ними - небольшая группа «старейшин» - «Верховное Собрание (святых)» (см. С. 37, ст. 8; Пс. 88:6). К Божественно-сущностному примыкает Первозданное Творение - Вечное Царство Божие с его Раем и преисподней.
а) Что не устраивает в комментарии иман Валерии Пороховой теософов? Лично меня многое.
б) Сура "Аль Фатиха" равна ли фохату?
в) Равна ли она к Господней молитве ( Матфей 6: 9-13 ) ?
13. И не веди нас во искушение, но избавь нас от лукавого.Сообщение было отредактировано xacan (16.01.2011 22:16, 592 дней назад)
#13175917.01.2011 23:35
xacan
Блокирован
Пророк сказал: «Бог не создал ничего благороднее разума, и гнев Его падает на тех, кто им пренебрегает».
И еще: «Бог прекрасен и возлюбил прекрасное». Оба эти изречения весьма характерны для Ислама: мир (Вселенная) представляется ему огромной книгой (Коран), исполненной символов и знаков (айат), то есть элементов красоты, взывающих к нашему разумению. Мир состоит из форм, похожих на отголоски застывшей небесной музыки (Логоса); познание или святость растопляют эти оледеневшие осколки, освобождая таящуюся в них внутреннюю мелодию.
Здесь уместно вспомнить тот стих из Корана, где говорится о «скалах, откуда брызнут источники», и о сердцах, которые «тверже скал»; эти образы сопоставимы с «живой водой» Христа и с «потоками живой воды», которые, согласно Евангелию, истекают из святых сердец.
Эти «источники», эти «потоки живой воды» не подвластны формообразующим и разделяющим силам кристаллизации; они струятся в области «сущностной истины» (хакика), к которой ведет «путь» (тарика, первая сура "Фатиха"), ответвляющийся от «общей дороги» (шариат), то есть от основного Закона; на этом уровне истина перестает быть совокупностью понятий, превращаясь в «стихию», подобную воде или огню.
#13176318.01.2011 00:24
xacan
Блокирован
ЕПБ, комментируя "Евангелие от Иоанна", пишет: "В начале (Мулапракрити) было Слово (Третий Логос), (Коран - это Слово Бога), и Слово было у Бога (Второй Логос) (Джабраил, вдохновляющий Мухамммада, сас, ибо Гавриил и есть Святой Дух), и Слово было Бог (Первый Логос) (Аллах).
Еще там же ЕПБ пишет: " Не является ли потенция Третьего Логоса фохатом?
Фохат - это термин, который употребляется для представления активной (мужской) силы Шакти (женской производящей силы) в природе. Сущность космического электричества. Оккультный тибетский термин для обозначения Дайвипракрити, предвечного света; а во вселенной проявления - вечно присутствующей электрической энергии и непрестанно действующей разрушающей и созидающей силы. Эзотерический это есть то же самое; Фохат является всемирной движущей Жизненной Силой, одновременно движителем и движимым.
#13176818.01.2011 01:09
xacan
Блокирован
Фохат везде: он как нить пронизывает все, и у него свои семь делений.
Коран также есть "нить", связь Бога и посланника через Джабраила.
В суре "Аль Фатиха" тоже семь аятов.
Эти термины имеют корневые буквы ФТХ, сумма чисел равна семи.
Фатх - это победа (араб.). "Побеждающий Тьму (хаос)". Аят - это Знак. То есь, "...знак мудрости и доброты Аллаха, так же, как прекрасные деяния Аллаха в видимом творении или Его действие в процессе событий являются знаменями для нас..." (Тафсир).
Далее в Тафсире находим: "... данная сура Аль Фатиха по праву занимает первое место в Коране...Семь аятов этой суры представляют совершенное единство".
#13176918.01.2011 01:15
xacan
Блокирован
ВОПРОС — Разве фохатические отпечатки Божественной мысли не относятся к более поздней стадии дифференциации?
ОТВЕТ — Фохат как отдельная сила, или реальность, — результат более позднего развития. "Фохатический" — имя прилагательное и может быть использовано в более широком смысле. "Фохат" как имя существительное или реальность происходит от фохатического атрибута Логоса. Электричество не может быть генерировано из того, что не содержит электрического принципа, или элемента. Божественный Принцип вечен, Боги — периодичны. Фохат — это Шакти, или Сила Божественного Разума; и Брама, и Фохат — аспекты Божественного Разума.
< ... >
ВОПРОС — Не могли бы Вы сказать, каково истинное значение слова "Фохат"?
ОТВЕТ — Это составное слово урало-алтайского происхождения, и оно имеет несколько значений. В Китае слово Pho или Fo означает "животную душу", жизненный Нефеш или дыхание жизни. Кое-кто говорит, что оно произошло от санскритского Bhu, что значит "существование" или, скорее, "суть существования". Слово Swayambhu сейчас означает "Браму" и "Человека" одновременно. Оно означает "самосуществование" и "самосуществующий" — то, что бессмертно, вечное дыхание. Sat — это потенциальность Бытия, Pho — сила Бытия. Однако значение слова целиком и полностью зависит от того, что мы акцентируем. Опять же Фохат соотносится с Махатом. Он есть отражение Всемирного Разума, синтез "Семи" и интеллекта семи творческих Сроителей, или, как мы их называем, Космократов. Следовательно, в нашей философии, как вы поймете, жизнь и электричество суть одно. Говорят, что жизнь есть электричество, а если это так, тогда Единая Жизнь есть Сущность и Источник всех электрических и магнитных явлений на этом проявленном плане.
Источник: Протоколы ложи Блаватской, Встреча V
#13185818.01.2011 23:38
xacan
Блокирован
" Клянусь Ночью, когда она покрывает, ..." (Сура 92-1)
" Клянусь зарей рассветной и десять ночами в месяце заветном" (Сура 89-1)
"Клянусь солнцем и его восходом, и Луной, идущей за ним следом" (Сура 91-1)
"Клянусь смоковницей и оливой плодоносящей, и горою Тур, благословение несущей" (Сура 95-1)
"Поистине Мы ниспослали ее в Ночь Могущества.
А известно ли тебе, что есть Ночь Могущества?
Лучше тысячи месяцев Ночь Могущества.
Нисходят в эту ночь ангелы и Дух по воле Аллаха, исполняя каждое веление.
Она- мир, пока не взойдет заря утренняя" (Сура 97: 1-5)
Мы видим, что Ночь Могущества и есть "Не является ли тогда эта потенция Третьего Логоса фо-хатом? А если это так, то является ли ; (Свет) Буддхи или Манасом?" - комментирует Иоанна Блаватская.
Далее она пишет:
"Что говорю вам в Темноте, говорите при Свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях". (Мф. 10:27.)
"Посему, что вы сказали в Темноте, то услышится во Свете ; и что говорили на ухо внутри дома (в тайниках, в скрытых помещениях), то будет провозглашено на кровлях". (Лк. 12:3.)
В этих стихах слово; (тьма) употребляется, по всей видимости, в метафорическом смысле; это редкое слово более позднего происхождения, которое не часто применяется в отношении физической темноты; таким образом,(тьма) относится к эзотерическому, a (свет) к экзотерическому учению: связь между двумя этими идеями аналогична таковой между в Евангелии от Иоанна.
В "Тайной Доктрине/) эта тьма считается синонимом чистого духа, а Свет обозначает материю.
"Тьма.в своей коренной, метафизической основе есть субъективный и абсолютный Свет: тогда как последний, во всем своем сиянии и славе, есть просто скопление теней, поскольку он никогда не может быть вечным и является всего лишь иллюзией, или майей".1
________
1 "Тайная Доктрина", том I, стр. 70.
Имеют ли "Свет" и "Тьма" в этом стихе именно такое значение? Или же он подразумевает, что люди считают "Светом" ту "Жизнь", которая является потенцией Логоса, тогда как то, что выше "света", viz., Логос (или "Тьма" для них), и есть подлинный "Свет"? Тогда фраза: "Тьма не объяла его" означает, что абсолютный дух не объял или не понял этот иллюзорный "Свет".Сообщение было отредактировано xacan (18.01.2011 23:43, 590 дней назад)
#13186319.01.2011 00:40
xacan
Блокирован
Хасан третий день в загуле и разговаривает сам с собой.
#16799027.08.2011 16:32
Aлександр Глушко
Участник
Вот вы меня обозвали бонпистом - ябедником. Не так ли?
ну что же, я могу пожаловаться ("наябедничать" ) и вам и навести стрелку:
не хотите развенчать и "съесть" эту тему:
http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=93442 (Что желательно знать о жизни исламского пророка Мухаммеда)
вас интересуют подобные темы? Вы предпочтете бороться или проигнорируете?Просветления и Реализации Вам!
#16803627.08.2011 21:25
xacan
Блокирован
Aлександр Глушко пишет:
Вот вы меня обозвали бонпистом - ябедником. Не так ли?
ну что же, я могу пожаловаться ("наябедничать" ) и вам и навести стрелку:
не хотите развенчать и "съесть" эту тему:
http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=93442 (Что желательно знать о жизни исламского пророка Мухаммеда)
вас интересуют подобные темы? Вы предпочтете бороться или проигнорируете?
С кем бороться? С вами? вы же не знаете ни Доктрину, ни ислам.
Как бороться - я буду говорить: "А", а вы - "зеленый, но плохой".
Я много раз заявлял и здесь и там на форуме, что Ибн Хишам был высоким Посвященным. Могу доказать это множество раз. Я даже Полосину это говорил - он не спорил.
Поэтому, судить Мухаммада,сас, и историю ислама по Хишаму, - это все равно что судить Бану Курайзу по вашему умозаключению.
Хишам (Ицхак) писал эту книгу символическим языком. Этот язык может понять лишь теософ, и то - не каждый. Местами главы из Хишама ложатся слово в слово с Тайной Доктриной.
Книга Хишама - это Тайная Доктрина, и они написаны, использовав одни первоисточники.
Не раз и не два говорила ЕПБ, что подлинники халдейской Книги Чисел остались у суфиев. Вот из этого первоисточника и была написана Ицхаком эта книга.
#16833129.08.2011 13:40
Aлександр Глушко
Участник
xacan пишет:
С кем бороться? С вами?
Какой смысл со мною? ту тему я не открывал. Вот думаю может соберусь то может быть я наоборот покритикую - ибо я не поддерживаю когда о важнейших и идейно - политических темах судят вот так с наскока не серьезно а поверхностно. Ибо если человек там приводит некие цитаты то не приводя научных или претендующих на научность комментарий это и бессмысленно и вредно (по тематике заявленной темы). Но может и не буду вмешиваться -- во все темы не вмешаешься, и надо выбирать что наиболее важно для меня. И проблемы с исламом -- к проблемам наиболее важным для меня явно не относятся.
xacan пишет:
вы же не знаете ни Доктрину, ни ислам.
конечно не знаю. Я всегда говорил, что все авраамические религии мне не близки и не очень интересны. Например я об этом говорил всем моим суфиям с которыми общался, в том числе главному шейху на территории России. Говорил об этом суфиям до поездки на Кипр, во время поездки, и после поездки. Интерес был и есть, но я бы не стал его преувеличивать -- интерес ограниченный, главным образом к духовным достоинствам и историям жизни великих святых и подвижников -- подобные духовные герои меня интересуют и привлекают в любых религиях и не-религиях (допустим, назовем не-религиями все спорное, например различные секты или нравственные движения или объединения). К истории и культуре частично.
Что мне действительно интересно и важно - это буддизм и йога. Это также различные духовные учения Востока в которых я лично ощущаю особую гармонию, милость, мудрость и святость, включая например даосизм, конфуцианство, и даже культурный шаманизм.
с уважениемПросветления и Реализации Вам!
#16868530.08.2011 23:23
xacan
Блокирован
Имей я ваши связи, я бы использовал их с пользой (по моим представлениям, разумеется).
Я давно "работаю" (на форумах, в википедии, в газете, в книге, в беседах) на разрушение догматики и ритуалов.
Поэтому учил 10 лет символизм (нет, не хвалюсь, что я супер. В нем еще много работы).
Тут надо признать, что кроме трудов ЕПБ и ее ближайших последователей, других хороших нет ни у кого. Ни каббалисты, ни суфии, ни розенкрейцеры-масоны, ни гностики, ни греческий мыслителим не дают полной панорамы. Без ТД невозможно понять Откровения. Видимо, одной из главных целей Доктрины и стояла расшифровка.
Кстати, я уверен, что разгадав Коран, можно найти Тайную Мантру ( Тайное Имя).
#17519412.10.2011 22:25
xacan
Блокирован
Продолжим тему - возможно кому-то интересно знать больше о Коране и комментариях к нему.
Сура 2-255.
Аллах - нет божества, кроме Него, живого, сущего....Трон Его объемлет небеса и землю, и не тяготит его охрана их..
Это знаменитый аят о Престоле.
Тафсир дает следующий комментарий: " Свойство "Живой" нельзя сравнивать с нашим понятием жизни. Ибо здесь подразумевается жизнь без начала и конца...
Далее: "Существо Аллаха - Абсолютное Существо, в то время как все остальное - в противоположность Ему - обусловлено. Наши представления о небесах и земле исчезают, как тени. За тенью - ОН. реальность, которой обладает наше небо и наша земля, являются лишь отражением ЕГО Абсолютной Реальности. Пантеист неправильно подчеркивает, когда говорит: " Все - это ОН"...
Здесь отчетливо дается понимание, что Аллах не учавствует в тварном мире, и более того никого ни к чему не принуждает, и ни за кем не следит. Вся вселенная - это лишь тень Его, изменчивая и не вечная.
Лишь мощь Трона охватывает небеса и землю, но не сам Аллах.
Теософ назвал бы Трон Мулапракрити, Основа и Корень природы или материи.
Не случайно Трон аллегорически связан с троном Балкис, царицы Савской. Это дает намек, что Трон или Мулапракрити является женским принципом.
В суре 27:39-40 описан интересный сюжет, когда ифрит-джин и некто обязуются царю Соломону предоставить за очень короткий промежуток времени трон этой царицы.
Комментарии к этому загадочному и преполагаемому человеку вопрошают как бы самих себя: Этот некто, видимо, знал высшее Имя Бога. И если назвать Аллаха этим Именем, исполнится любое желание.
Далее говорится, что "трон - имеет символическую природу, впрочем как и сам Соломон, и это есть аллегория на созревание человеческой души...
Мы с вами видим, что здесь опять дается намек, что Тайное Имя скрыто в самом Коране.
" после того как поменяли трон нужно только проверить, узнает ли Балкис свою собственность...или отбросит как нечто чуждое... так происходит и в нашей жизни. Мы привыкаем к определенному способу мышления, поведения и обращения....мы не должны как сыны Исраила стремиться вернуться в Египет, находясь в пустыне под руководством Аллаха".
Дальнейшие комментарии к этим аятам дает множество намеков, из которых вытекает однозначный вывод, что в данном случае идет речь о преображении Св. Духом, ибо ранней языческой символогии Св. Дух занимал место Сына Отца, и был вторым в Троице. Более того, Св. Дух был женским аспектом.
#17524013.10.2011 09:42
fyyf
Участник
xacan пишет:
Дальнейшие комментарии к этим аятам дает множество намеков, из которых вытекает однозначный вывод, что в данном случае идет речь о преображении Св. Духом, ибо ранней языческой символогии Св. Дух занимал место Сына Отца, и был вторым в Троице. Более того, Св. Дух был женским аспектом.
Довольно спорное утверждение. Не могли бы развернуть - привести "множество намеков, из которых вытекает..."
Из традиционной в религиях мира последовательности Отец - Мать - Сын совершенно не обязательно должно вытекать то, что Св.Дух - женский аспект.
Все остальное - в высшей степени интересно.
Вот такими должны (имхо) быть тексты по сравнительному религиоведению.IMHO
Пусть будет все наилучшим образом!
#17530613.10.2011 18:28
xacan
Блокирован
fyyf пишет:
Довольно спорное утверждение. Не могли бы развернуть - привести "множество намеков, из которых вытекает..."
Напротив собственных выписок в скобках я указываю несколько значений, вытекающие из описательных сюжетов, которые я нахожу в различных исламских источниках о царице Савской.
Вот смотрю краткие обозначения: "темнота, ночь"; "плерома"; "Мать"; " как Христос"; "Трон"; "Будхи"; "Хрестос- посвящение"; "Барбело"; "терновый венец"; "магриб"...
А далее в выписках указываются источники с обозначением страницы, из которых были выведены мной расшифровки символов.
Я хочу этим сказать, что привести все ссылки не представляется возможным из-за большого объема ( я же не книгу пишу).
Но тем не менее, СВ.Дух по араб. и евр. пишется "Руах", который обязательно женского рода.
В Коране в 27:42-44 читаем: " И когда пришла царица Сабы (Савская)к нему (Соломону), спросили ее: " Это ли твой престол?" И она сказала: " Как будто бы он". Проявила она знание, но нам была дарована мудрость до нее..."
" А отвращало ее от Аллаха то, чему она поклонялась помимо Него, ведь от язычников вела она свое происхождение".
" И сказали ей:" Войди в этот дворец ( в храм, в материю. примеч. мое). И когда она вошла туда, то подумала, что там глубокая река, и, подобрав одежду, открыла свои ноги. И сказал Сулейман (Соломон): " Ведь эта вода покрыта гладким стеклом". И сказала она: " Господи мой, губила я душу свою, а теперь предалась я Тебе вместе с Сулейманом Аллаху.."
Эти "события" несомненно описывают конец Третьей Расы, когда люди были осенены Манасом ( боги женились на дочерях земных), но, поскольку, макрокосм находит себя в микрокосме, то следует здесь понимать, что " вода покрыта гладким стеклом" имеет символогическую копировку библейского " Дух носился над первичными водами".
То есть, Логос - это Соломон на земле как царь. Он же и Христос, и Мухаммад, и Манас, и Джива ...
Манас ведь тоже отражает себя в Четвертом принципе "я - личности", или животном манасе, уме.
Царица Савская в данном аспекте символизирует Айшу ( ЕПБ переводит в словаре " Айш" как "человек") , любимую прекрасную жену Мухаммада, которой было семь лет, когда они поженились. Айша также - Матерь всех мусульман, царица при знаменитой "битве верблюдов".
#17531613.10.2011 19:06
xacan
Блокирован
fyyf пишет:
Отец - Мать - Сын совершенно не обязательно должно вытекать то, что Св.Дух - женский аспект.
Если отец-мать-сын, то обязательно Св.дух будет заместо Матери и будет женским.
Другое дело, когда верхняя Триада по халдейской и каббалист. доктриной представлена как Эйн-Соф, Сефиры и Адам-Кадмона.
Здесь Сефира есть Кетер - венец ( Второй Бог Платона). Он принимается зап работу творения и производит первым делом хохму - мудрость, мужскую силу. Но здесь идет речь о производящей силе Творения, а не о смысле Духо-Материи.
Мыв разбирали аспект Духо-Материи, который более женский, чем мужской, ибо Материя и есть Матерь, лоно Природы, Основа, Трон, Престол.
А.Безант в своих трудах о Троице также Сына ставит на вторую ипостась после Отца, но ее Махатмы и ругали за излишнюю христианизацию Доктрины.
#17531713.10.2011 19:06
xacan
Блокирован
#17545614.10.2011 12:05
fyyf
Участник
xacan пишет:
Если отец-мать-сын, то обязательно Св.дух будет заместо Матери и будет женским.
http://v-soc.ru/view/288251/ - некоторые комменты по теме.
Вики:
Святой Дух (в русском языке и латыни (Spiritus Sanctus) — мужского рода, в греческом (Пневма) — среднего, в семитских языках (Руах) — женского) — в христианстве третья ипостась единого Бога — Святой Троицы.
В русском вряд ли Святой Дух когда-нибудь будет восприниматься, как женский аспект. Семитам в этом смысле проще.
Мне видится святой дух идеальной гармонией между женским и мужским - т.е. границей между рыбками в известном знаке Дао:
Так же как и гуны можно привести в соответствие с Инь (тамас) и Ян (раджас), гармония между ними - саттва.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Гуны В духовном мире, Вайкунтхе, гуны страсти и невежества полностью отсутствуют; там есть только вишуддха-саттва — гуна благости, свободная от малейшей примеси невежества и страсти.
Таким образом, для мужчины - Святой Дух, возможно, должен содержать больше женского аспекта, а для женщины - больше мужского аспекта. Тогда и будет достигнута гармония в душе.Сообщение было отредактировано fyyf (14.10.2011 13:31, 322 дней назад)
IMHO
Пусть будет все наилучшим образом!
#17557314.10.2011 19:59
xacan
Блокирован
fyyf пишет:
Мне видится святой дух идеальной гармонией между женским и мужским - т.е. границей между рыбками в известном знаке Дао:
СВ. Дух - андрогинное божество, муже-женственное, Отец-Матерь. Он, разумеется, гармоничный, - а иначе и не может быть. Но поскольку наша анализ взял начало с термина "Трон Аллаха", то эта ипостась должна быть принята как женская, или Матерь Мира, Лакшми, Вселенская Утроба, Золотое Яйцо (еще не разделенное).
"Трон Его объемлет небеса и землю" (Сура 2:255).
Она и Венера, и Изида, и Ева, и Деметра, и Афродита. И все эти богини прекрасны и красивы.
Сама первичная молитвенная формула " Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного...Мухаммад - Его пророк" раскладывает Троицу: Аллах - Первый Венец; Рахман- Рахим ( Миллостив. Милосердн.) - Вторая ипостась; Мухаммад - пророк - это Разум Аллаха, Ьина (женского рода), Вак как действенная сила Брахмы, Вак как речь Бога, Логос, Второй Адам. Не случайно, именно Мухаммад произносит Коран.
Если Венеру изображали с усами, то София и Шехина были всегда женскими аспектами.
" Когда "Ночь Брахмы" закончилась
и Самосущему пришло время проявиться путем раскрытия,
он заставил свою славу стать зримой тем, что
выделил из своей Сущности активную Силу, которая,
женская вначале, постепенно становится андрогинном.
Это есть Адити..., Мать"
От этого соединения с женской силой, латентная Мысль Бога( Соломон в нашем случае) производит великую глубь, - Воду. От воды произошла земля.
Мухаммад вначале своей миссии изображается женственным, скромным, послушнам малейшим повелениям жены Хадиджи, которая старше его на 25 лет, и которая была богатая " купчиха". Он пока - лишь тень Хадиджы и, тем самым дается понамание, что изображается женский аспект.
Хотя каббалисты описывали Сефиру как производящую Адама-Кадмона, но эзотерически они одно, Свет, но латентный и активный, невидимый и видимый.
Уже потом Адам производит из своего ребра "Еву", в мусульманском символизме - Фатиму (любимую дочь пророка), которая также Мать мусльман наряду с Айшой. Хаджиджа описана тоже как Мать и Отец ( у Ибн Хишама).
Здесь ясно проявляются контуры халдейской Доктрины, с примесью гностицизма ( одна из жен Мухаммада носила имя Сефира (София)).
Когда ЕПБ комментирует "Пистис Софию", многие места с исламским эзотеризмом полностью совпадают. Но они слишком "натянуты" и трудны для подачи читателю, впрочем как и сами комментарии ЕПБ к этому труду.