[Тема возникла, как ответ некоему господину NGG, опубликовавшему на некоем форуме идею революции ГРВ. По объективным причинам у меня нет возможности дать ответ на том форуме. Поэтому я публикую свои мысли на этом. Те же, кто не знает господина NGG могут просто прочитать данный текст, не задумываясь о чем-либо ином, кроме проблемы вреда буквального понимания «эзотерических» истин.]
О ВРЕДЕ БУКВАЛЬНОГО ПОНИМАНИЯ
ИЛИ
«ПОЛЕТ ПИКИРУЮЩЕГО БОМБАРДИРОВЩИКА»:
«Для Родни Коллина, ближайшего ученика Успенского в последние годы его жизни, смерть учителя стала источником глубоких мистических переживаний. После смерти Успенского Родни Коллин заперся в комнате, в которой скончался Успенский, и провел в ней шесть дней, приобретая тем самым мистический опыт, послуживший основой его книги «Теория вечной жизни». Она написана на псевдонаучном жаргоне, однако проникнута визионерскими энергиями и отсветами видений, посетивших автора в те шесть дней, которые он провел, запершись в комнате умершего учителя.
В Мексике Родни Коллин создал вокруг себя атмосферу «чудесного», в которую смог погрузить многих из окружавших его людей. Он был убежден, что его миссия связана не с индивидуальной работой над собой, а с реализацией космического плана, черты которого вырисовывались перед его внутренним взором. Речь шла о создании ковчега (группы людей), которым управляет капитан (Учитель), а после его смерти и преображения – речь, несомненно, шла о смерти Успенского, – он управляется «по радио».
Себя Родни Коллин видел как человека, получающего сигналы из страны «чудесного» ведущего туда ковчег со своими последователями. Проект установления связи с мистическим телом Успенского через «трещину во времени» захватил все его внимание. Он звал за собой верных, он упрекал сомневающихся, он спорил с консерваторами и скептиками, убеждая их, что время «чудесного» пришло, что смерть Успенского – вернее, его победа над смертью – открыла путь в электронный мир Неба и что «нужно отдаться божественному безумию, прежде чем победит адский холод».
Экстатическое видение, которое получил Родни Коллин после смерти Успенского, пробудило в нём лихорадочную энергию, которая проявлялась не только в форме писательства, но и в фантастических архитектурных проектах. В 1949 году он приобрел каменную площадку в горах над столицей Мексики – эта местность носила название Тетекала, что значит «каменный дом Бога», – и начал осуществлять проект, названный им Планетарий Тетекалы. Предполагалось построить два больших зала – «Зал Луны» и «Зал Солнца» – и помещение между ними, украшенное мозаичными символами всех форм и органической жизни. Планетарий предполагалось использовать для размещения библиотеки, лекционных залов, зала для мексиканских танцев и театра. Последователи Родни Коллина собирались построить рядом с планетарием свои дома, а также клинику и медпункт для бедных мексиканцев. В Мехико был открыт книжный магазин и создано издательство для публикации переводов книг Успенского и Мориса Никола на испанском языке. В 1954 году это издательство выпустило небольшую книжку Родни Коллина «Вестник гармонии», в которой «Великая школа» Гурджиева и Успенского была увидена им как знаменующая начало новой эпохи гармонии, а два учителя – как посланники Иерархий, возвещающие начало новой эры.
В том же 1954 году Родни Коллин знакомится с мексиканкой г-жой Д., женой одного из своих английских последователей, которая, будучи чутким медиумом, устанавливает связь с Гурджиевым и Успенским. Воспитанная в насыщенной атмосфере мексиканского католичества, г-жа Д. обладала необычными мистическими талантами, в том числе способностью частичного преображения в самого Успенского. «Со слов Гуржиева и Успенского» она дополнила коллинскую интерпретацию их миссии, придав ей христианские черты. Так, благодаря ей стало известно, что за ними стояли христианские святые Косьма и Дамиан: Косьма – за Гурджиевым и Дамиан – за Петром Демьяновичем Успенским. В свою очередь, за этими двумя святыми находился мистический дух, именуемый «Иван Иванович»
, он же апостол Лука, который появлялся в переломные исторические эпохи и духовно укреплял и поддерживал таких людей, как Стивенсон, Ницше, Гурджиев и Успенский.
Хотя последователи Гурджиева и Успенского в Европе осуждали Родни Коллина или считали его просто сумасшедшим, в Южной Америке его влияние неуклонно росло, и группы его последователей стали возникать в Чили, Перу, Уругвае и Аргентине – в последнюю входил молодой писатель Хорхе Луис Борхес.
В мае 1956 года он отправился с женой в Лиму, где проводил занятия по «движениям», а оттуда на самолете полетел в Куско, город, расположенный на высоте четыре тысячи метров над поверхностью океана. Болезненно реагировавший на непривычную высоту Родни Колин тем не менее вместе с калекой мальчиком-проводником взбирался к огромной статуе Иисуса и на колокольню городского собора, подле которого этот мальчик жил. Сострадание к хромоте мальчика, охватившее Коллина, вылилось, по воспоминаниям его жены, в острое желание пожертвовать своим телом и неким чудесным образом отдать его калеке. С этой колокольни, где он навещал калеку, устремив взгляд на статую Христа и раскинув руки в позе распятого, 3 мая 1956 года Родни Коллин совершил свой последний прыжок. Был ли это несчастный случай, сердечный приступ или самоубийство – установить невозможно. Его похоронили в Куско. На могильном камне надпись: «Здесь Родни Коллин отдал свою жизнь во имя гармонии».
[Из книги Аркадия Ровнера – «Гурджиев и Успенский».]
В этой истории и печальном конце её главного персонажа мы можем наглядно увидеть насколько может быть превратно истолкован даже такой источник как святые писания. И что некоторым людям опасно в руки давать даже Библию. Ибо они могут просто воспринять буквально написанное и возжелать немедленно воплотить прочитанное в жизнь.
«И он повел его в Иерусалим. И посадил его на верхушке храма. И сказал ему: Если ты сын божий бросься отсюда ибо написано: – Он даст своим ангелам приказ относительно тебя – беречь тебя. Своими руками они поддержат тебя, чтобы ты случайно не расшиб своих ног о камень». [Евангелие от Луки].
PS: Вот так в один «прекрасный» момент человек буквального понимания «эзотерических истин» и желающий их немедленного воплощения «теперь и сейчас», возомнив себя богом, может совершить свой последний и окончательный прыжок в «бесконечность».