On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]

ТЕОСОФИЯ - ЭТО ЕСТЬ ВСЁ..., И ВСЕ...

Целевые предметы:

1. Воспитывать зародыш Универсального Объединения из Человечества, вне различия от происхождения, убеждения, половой жизни, субрасы или цвета.

2. Поощрять изучение Соперничающих Религии, Философию и Науку.

3. Расследовать необъяснимые законы от Природы и силы скрытые в человеке.

=======================================================

Форум частично закрыт до разрешения безобразной ситуации, связанной с расколом Теософского движения; из-за предательства Зайцевского (Московского) и Кемеровского региональных Теософских Обществ - их предательству идеалам и Учениям Теософии.

АвторСообщение
Aniyes



Сообщение: 137
Зарегистрирован: 06.02.09
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.04.09 00:03. Заголовок: Православие и Теософия


Животрепещущая тема. Близкая и по территории, и по родным корням. Хотелось бы здесь обсуждать ее в позитивном ключе, несмотря на откровенные нападки и провокации со стороны РПЦ и ее глашатаев.
Как это ни странно, но то, что становится официальным и обязательным, любить труднее, чем то, что подвергается гонению и вызывает жалость и сочувствие. Это испытание. Попытаться выдержать его с честью - и выйти с бОльшим духовным потенциалом. Вот настоящая задача.

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 301 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All [только новые]


Evgeny



Сообщение: 424
Зарегистрирован: 06.05.08
Откуда: Canada
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.10.12 03:11. Заголовок: German пишет: Право..


German пишет:

 цитата:
Православие проводит акцию по рекламе своей религии путем размещения коллажей со знаменитостями -



German пишет:

 цитата:
И реклама с Соловьевым (напомню, тем кто не знает - Православные так же сейчас анафемствуют "учение о Софии " Соловьева как и теософию ):



Непонятно мне здесь (за океаном) такое. Зачем тогда «Православные» рекламируют Соловьёва, если они же и «анафемствуют» его и его труды.

Также, хотел уточнить у тебя, Герман. Правильно ли я понял, что это есть тот самый Соловьёв, которого у нас в мусорном ящике цитирует оппозиция, находящаяся на нашем довольствии.


Спасибо: 0 
Профиль
German
постоянный участник




Сообщение: 2619
Зарегистрирован: 22.04.08
Откуда: Теософский Пароход
ссылка на сообщение  Отправлено: 08.10.12 08:24. Заголовок: Evgeny пишет: Также..


Evgeny пишет:

 цитата:
Также, хотел уточнить у тебя, Герман. Правильно ли я понял, что это есть тот самый Соловьёв, которого у нас в мусорном ящике цитирует оппозиция, находящаяся на нашем довольствии.


Его брат. Их путают постоянно. Впрочем и этот тоже написал о теософии несколько плохих статей.



Спасибо: 0 
Профиль
German
постоянный участник




Сообщение: 2630
Зарегистрирован: 22.04.08
Откуда: Теософский Пароход
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.10.12 00:35. Заголовок: История с плакатами ..


История с плакатами получила продолжение - теперь вот им приходится удалять и извиняться перед теми кого они туда засунили без согласия.

http://www.newsru.com/religy/13oct2012/mypravo.html


Спасибо: 0 
Профиль
Николай Былков
администратор




Сообщение: 153
Зарегистрирован: 30.07.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.10.12 12:00. Заголовок: Если посмотреть на к..


Если посмотреть на кризис еврозоны, то обнаружим, что самые большие проблемы имеют страны с наиболее христианизированным населением - Греция и Испания, чем не реальное доказательство ничтожности и ущербности этих религий - православия и католицизма.

Спасибо: 0 
Профиль
Николай Былков
администратор




Сообщение: 162
Зарегистрирован: 30.07.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.10.12 12:20. Заголовок: "...главная граж..


"...главная гражданская заслуга героических женщин из Пусси Райот - вскрытие истинного лица верховной иерархии РПЦ, как богопротивного, богоотступнического объединения.

Но, к сожалению, молитвенный лозунг, который они пропели в Храме Христа Спасителя, был не вполне правильным - с точки зрения демократической оппозиции. Он, во-первых, укладывался в вековую пассивно-православную традицию, которую мы критиковали выше. И РПЦ зря набросилась на Пусси-Райот. Ведь девушки просили Богородицу прогнать Путина. А, по делу, надо было бы просить Богородицу помочь нам самим прогнать Путина - чувствуете разницу? Вот тогда бы это был протестантский лозунг - лозунг активной и ответственной оппозиции, которая сама берёт на себя бремя и ответственность своего собственного освобождения ("Никто не даст нам избавленья: ни бог, ни царь и ни герой! Добьёмся мы освобожденья своею собственной рукой!")

Во-вторых, это был лозунг только внешне направленный против путинского режима и, как это не парадоксально, контр-продуктивный с точки зрения именно демократической и оппозиционной общественности. Ибо, главный враг путинского режима - сам Путин, персонально. Именно он, лично, является катализатором всех оппозиционных движений и акций в стране с июля 2011 года (после циркового поднятия пресловутых античных греческих амфор со дна морского). Именно, только и лично Путин - залог успеха буржуазно-демократической революции, начавшейся в декабре 2011 года. Чем дольше нелегитимный "президент" Путин остается у узурпированной им у народа власти и канализирует на себе недовольство растущего числа самых разных людей, тем больше вероятность обязательной смены этого антинародного и антиконституционного режима. Поэтому нам всем следует петь совсем даже наоборот: "Богородица, спаси и сохрани Путина - нашу главную надежду на демократическое освобождение России от Путина!"
"БОГОРОДИЦА, СПАСИ И СОХРАНИ ПУТИНА!
http://xyu3putin.zxq.net/vvp_articles.html

Спасибо: 0 
Профиль
German
постоянный участник




Сообщение: 2637
Зарегистрирован: 22.04.08
Откуда: Теософский Пароход
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.10.12 14:56. Заголовок: Короче - вы целенапр..


Короче - вы целенаправленно затимаетесь провокациями - примерно так же как и Хасан. Можно обливать крязью как он, а можно выступать "ЗА" но при этом целенаправленно превращать теософию в политическую трубину для своего бреда нанося тем самым еще больше вреда. Есть ведрь разные способы.

ВЫ - ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОВОКАТОР. Вас попросили не заниматься политикой, а вы наоборот лишь увеличили "потоки". И делаете - это назло.

Спасибо: 0 
Профиль
German
постоянный участник




Сообщение: 2669
Зарегистрирован: 22.04.08
Откуда: Теософский Пароход
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.11.12 11:06. Заголовок: В Австралии 80-летни..


В Австралии 80-летний священник откусил коллеге кусок уха в драке из-за парковочного места

Австралийский суд вынес приговор престарелому представителю духовенства, который изуродовал другого носителя сутаны. В припадке ярости святой отец откусил жертве кусочек уха, причем драка двух священников проходила на автомобильной парковке, пишет The Huffington Post.

На скамье подсудимых в австралийском городе Перт оказался 80-летний католический священник Томас Генри Бирн. По решению суда ему запрещено впредь приближаться к потерпевшему Томасу Кэмерону ближе, чем на 30 футов (10 метров).

Ссора двух священников, которые к тому же являются соседями, тезками и практически ровесниками, произошла несколько недель назад. Тогда 81-летний Томас Джозеф Кэмерон Смит отказался убрать свой автомобиль с места, которое Бирн считает своим.

Когда словесные аргументы были исчерпаны, святые отцы сошлись в рукопашной. Томас Кэмерон ударил соперника прямо в глаз, после чего заметил на асфальте оторванный кусочек своего уха. Как оказалось, Томас Бирн сумел откусить у противника часть его плоти.

Пострадавшему удалось положить оторванную часть правой ушной раковины в пакет, а потом отнести ее в местную больницу. Там врачи пришили плоть на место.


По вызову пострадавшего священника к его оппоненту-хулигану приехала полиция, обвинившая Томаса Бирна в нанесении тяжких телесных повреждений. 8 ноября австралийская Фемида огласила вердикт по данному курьезному судебному разбирательству. Обе стороны конфликта отказались комментировать скандал вокруг "битвы священников".

http://www.newsru.com/crime/13nov2012/priestbitepriestau.html


Спасибо: 0 
Профиль
German
постоянный участник




Сообщение: 2676
Зарегистрирован: 22.04.08
Откуда: Теософский Пароход
ссылка на сообщение  Отправлено: 14.11.12 01:02. Заголовок: Нашел вот в Интернет..


Нашел вот в Интернете -



http://www.blagovest-moskva.ru/item7112.html

Спасибо: 0 
Профиль
Николай Былков
администратор




Сообщение: 189
Зарегистрирован: 30.07.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.11.12 08:55. Заголовок: Недавно вернулся из ..


Недавно вернулся из Омска, где на местном канале каждый день православный проповедник, не поп, по нескольку часов в день обсирал все религии, все остальные христианские, в том числе, вознося хвалы только православию.
Буддизм им был при мне пригвождён к позорному столбу за воспитание гордыни у своих приверженцев.

Пытаясь облить грязью теософию, плюёт православие в колодец, в котором чистейшая вода Жизни.


Спасибо: 0 
Профиль
German
постоянный участник




Сообщение: 2697
Зарегистрирован: 22.04.08
Откуда: Теософский Пароход
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.12 17:00. Заголовок: Омский фотохудожник ..


Омский фотохудожник просит СК проверить существование "бытия божия"

Фотохудожник из Омска Василий Мельниченко отправил заявление на имя председателя СКР Александра Бастрыкина с просьбой "провести проверку действительности бытия божия", поскольку, по его мнению, в свете последних событий "ведомство - главное в стране по вопросам богословия и криминала".

Текст заявления Мельниченко разместил на своей странице в Facebook:

В 1988-м году я принял крещение в одном из приходов Русской Православной церкви Московской патриархии, заплатив за "таинство крещения" 10 советских рублей. В обмен мне было обещано: благодать божия, помощь ангела-хранителя, молитвы святых за меня и моих близких. Я поверил в обещание, и 15 лет исправно посещал церковные службы, заказывал требы, покупал утварь и книги, вносил пожертвования. В год я отдавал церкви порядка 400 долларов, но благодати так и не случилось, а уж перечислять болезни и несчастья, постигшие меня в этот период - надо написать повесть. Особо я пострадал в результате того, что моя плоть никак не хотела подчинятся требованиям постного времени, и это приводило меня к глубоким нравственным страданиям и занижению самооценки. В какой-то момент, как мне показалось, я поумнел, и вышел из так называемого церковного общения.

Итогом "проверки", как считает заявитель, должно стать решение вопроса о деятельности Русской православной церкви:

"В случае отсутствия такого существа, прошу привлечь руководство Православной церкви к ответственности за мошеннические действия. Если же бытие бога будет вашим ведомством доказано, прошу проверить РПЦ на предмет законности деятельности этой организации в качестве представителя".

http://www.newsru.com/religy/18nov2012/skgod.html

Спасибо: 0 
Профиль
Renatha



Сообщение: 89
Зарегистрирован: 23.04.12
ссылка на сообщение  Отправлено: 18.11.12 20:42. Заголовок: Остроумный художник..


Остроумный художник
Ну а действительно - по существу он прав

Спасибо: 0 
Профиль
German
постоянный участник




Сообщение: 2707
Зарегистрирован: 22.04.08
Откуда: Теософский Пароход
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.11.12 00:35. Заголовок: Ответ церковников П..


Ответ церковников

Пресс-секретарь Омской епархии Русской православной церкви Григорий Гниденко прокомментировал во вторник обращение местного фотохудожника Василия Мельниченко в Следственный комитет РФ, попросившего проверить существование Бога. По словам Гниденко, Церковь "сожалеет о душе" этого человека.

"Поступок Мельниченко - не что иное, как самопиар, акция, продиктованная модой на подобные поступки в последнее время. Кроме того, он обратился с требованием установить действительность бытия Божия не по адресу, следственные органы не смогут ответить ему на вопрос, который находится вне земного понимания", - сказал представитель Церкви агентству "Интерфакс".

"Мы можем только сожалеть о душе человека, который, будучи крещенным на протяжении 15 лет, по его словам, не смог найти Божью благодать", - отметил Гниденко.

http://www.newsru.com/religy/20nov2012/eparhiya.html


Спасибо: 0 
Профиль
German
постоянный участник




Сообщение: 2708
Зарегистрирован: 22.04.08
Откуда: Теософский Пароход
ссылка на сообщение  Отправлено: 21.11.12 00:40. Заголовок: Николай Былков пишет..


Николай Былков пишет:

 цитата:
Буддизм им был при мне пригвождён к позорному столбу за воспитание гордыни у своих приверженцев.

Пытаясь облить грязью теософию, плюёт православие в колодец, в котором чистейшая вода Жизни.


На самом деле лишь больше привлекает людей к теософии. Кто не знает - захочет узнать поближе, чем же именно пугают.

Помню скачал один раз видео одной какой-то православной вечерней школы. Посмотрел - а там Льва Толстого в основном обсирали. Сколько времени прошло (больше ста лет) - а все успокоиться никак не могут.


Спасибо: 0 
Профиль
Николай Былков
администратор




Сообщение: 255
Зарегистрирован: 30.07.12
Откуда: Россия, Хабаровск
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.12.12 08:35. Заголовок: Недавно один неприка..


Недавно один неприкасаемый сделал странное заявление, что мумия Ленина соответствует традициям религий сохранения святых мощей, а теория и практика большевизма вся взята из главного источника религий, так как соответствует "не укради, не убий и не пожелай жены ближнего своего".
Официально РПЦ никак не прореагировала, что означает полное соглашение с таким мнением, согласно, видимо, христианского всепрощения.
Теософия давно выявила ущербность и убогость богословского христианства и этот важный момент в жизни страны только очередное подтверждение.

Спасибо: 0 
Профиль
German
постоянный участник




Сообщение: 2778
Зарегистрирован: 22.04.08
Откуда: Теософский Пароход
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.12.12 10:56. Заголовок: Николай Былков пишет..


Николай Былков пишет:

 цитата:
Официально РПЦ никак не прореагировала


Почему не ответила? Ответила через Кураева -

http://www.newsru.com/religy/12dec2012/kuraev.html

Спасибо: 0 
Профиль
Николай Былков
администратор




Сообщение: 259
Зарегистрирован: 30.07.12
Откуда: Россия, Хабаровск
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.12.12 22:56. Заголовок: Это было мнение Кура..


Это было мнение Кураева, а официоз - это Илларион и Чаплин. Они все в одну точку всегда заглядывают на теле у неприкасаемого и своего мнения не скажут, заботясь о своей карьере.
Один Кураев молодец.
Вот очередной позор для молчания РПЦ - http://newsru.com/religy/12dec2012/vandalism.html
" Неизвестные вандалы разрисовали минувшей ночью стену монастыря Святого Креста, находящегося в долине Креста в Иерусалиме, неподалеку от здания Кнессета.

Среди прочего вандалы оставили на стене надпись "Иисус - сын шлюхи", повредили три припаркованных рядом автомобиля и написали на одном из них "Счастливой Хануки, Маккавеи победят", сообщает в среду NEWSru Israel.

Центральный отдел полиции Иерусалимского округа начал расследование инцидента. Как отмечает NEWSru Israel, это уже второй случай, когда вандалы выбирают своей целью принадлежащий Элладской православной церкви (ЭПЦ) монастырь Святого Креста, в котором в свое время жил и работал великий грузинский политик и поэт Шота Руставели.

В прошлый раз стена монастыря была разрисована в феврале 2012 года. Как и на этот раз, вандалы оставили надписи, оскорбляющие Иисуса и восхваляющие Маккавеев.

В сентябре этого года были разрисованы и подожжены ворота знаменитого монастыря молчальников в Латруне. Вандалы оставили на монастыре надписи ישוע קוף ("Иисус - обезьяна"), ערבות הדדית ("взаимовыручка", "круговая порука"), а также названия форпостов Рамат Мигрон и Маоз Эстер.

В октябре нападению подверглось расположенное на Сионской горе в Иерусалиме аббатство "Дормицион". На стенах церкви появились надписи "таг мехир", а также граффити, оскорбляющие Иисуса Христа."
Даже не способны сказать "это некрасиво" в сторону иудеев, а касается прямого оскорбления христианского бога и его матери-богородицы.
Читал, как иудеи признаются, что жгут Новый Завет на улицах, а эти "защитники веры" и вся их православная общественность засунула язык в одно место и тявкают только по команде сверху, когда выгодно.

Спасибо: 0 
Профиль
German
постоянный участник




Сообщение: 2830
Зарегистрирован: 22.04.08
Откуда: Теософский Пароход
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.12.12 00:37. Заголовок: Статуя Христа оскорб..


Статуя Христа оскорбляет американских атеистов

Судебный иск с требованием убрать статую Христа, установленную вблизи горнолыжного курорта в штате Монтана, будет рассмотрен после того, как национальная группа атеистов и агностиков отыщет местного жителя, который утверждает, что этот религиозный символ оскорбляет его чувства всякий раз, когда он проносится по горным склонам, сообщает портал "Православие.by" со ссылкой на Invictory.org.

Представители католического движения "Рыцари Колумба" (Knights of Columbus) и еще четверо граждан обратились к судье с заявлением, в котором они просили отклонить иск атеистов. Поводом для их заявления послужило то, что основанная в штате Висконсин антирелигиозная группа "Фонд свободы от религии" (Freedom from Religion Foundation) не смогла назвать ни одного человека, чувства которого были бы оскорблены присутствием статуи Христа на федеральных землях рядом с горнолыжным курортом в городке Уайтфиш.

Как утверждали представители "Рыцарей Колумба", активисты антирелигиозного движения не имели права подавать иск при отсутствии хотя бы одного оскорбленного.

Но на этот раз члены антирелигиозной организации нашли некоего Уильяма Кокса – атеиста, который живет в 15 милях от горнолыжного курорта. Кокс подал жалобу, в которой написал, что, часто бывая в Уайтфише, он много раз проезжал на лыжах мимо статуи, которую считает религиозным и оскорбительным символом.

Местная газета The Missoulian описала этот случай следующим образом: "Заявитель Кокс является заядлым горнолыжником, и каждую зиму он неоднократно проезжал мимо упоминаемой в его заявлении статуи Христа. Господин Кокс также намерен в будущем продолжать занятия горнолыжным спортом на склонах курорта, в том числе и этой зимой, в результате чего во время спусков он будет вынужден опять смотреть на упоминаемую в его жалобе статую. Являясь завсегдатаем горнолыжного курорта, податель жалобы Кокс вынужден каждый сезон во время своих многократных спусков с горных склонов неоднократно проезжать мимо статуи и осуществлять с ней нежелательный зрительный контакт. Господин Кокс расценивает статую Христа, установленную на землях, принадлежащих федеральному правительству, как факт открытой демонстрации религиозных символов, который, по его мнению, является оскорбительным. Господин Кокс считает, что статуя Христа является явным римско-католическим символом".

В минувший вторник Федеральный окружной судья Дана Кристенсен сочла это заявление достаточным основанием, чтобы отклонить просьбу "Рыцарей Колумба" и вернуться к рассмотрению поданного ранее иска. Судебное заседание назначено на март.

http://www.newsru.com/religy/18dec2012/statue.html

Спасибо: 0 
Профиль
olgerd
постоянный участник


Сообщение: 141
Зарегистрирован: 08.06.10
Откуда: Россия, Челябинск
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.12.12 20:22. Заголовок: German пишет: Судеб..


German пишет:

 цитата:
Судебное заседание назначено на март.


Идиоты!...

Спасибо: 0 
Профиль
German
постоянный участник




Сообщение: 2837
Зарегистрирован: 22.04.08
Откуда: Теософский Пароход
ссылка на сообщение  Отправлено: 19.12.12 21:08. Заголовок: Мне вообще показалос..


Мне вообще показалось, что это какой-то контрответ (может даже сюрреалистический) на Pussi Riot. Христиане заявлют об оскорблениях религиозных чувств, атеисты в ответ заявляют об оскорблении атеистических.

Спасибо: 0 
Профиль
olgerd
постоянный участник


Сообщение: 142
Зарегистрирован: 08.06.10
Откуда: Россия, Челябинск
ссылка на сообщение  Отправлено: 23.12.12 20:06. Заголовок: ОТВЕТ Е. П. БЛАВАТ..




ОТВЕТ Е. П. БЛАВАТСКОЙ НА КРИТИКУ В. С. СОЛОВЬЁВЫМ КНИГИ «КЛЮЧ К ТЕОСОФИИ»

Примерно через год после выхода в свет «Ключа к Теософии» в России появилась критическая статья на эту книгу знаменитого в то время философа Владимира С. Соловьёва, брата менее знаменитого, но тем не менее известного всем западным теософам Всеволода Соловьёва, «прославившегося» своей низкой и лживой книгой о Блаватской, выпущенной им после её смерти. Рецензия Владимира Соловьёва также не отличалась ни правдивостью, ни объективностью, ни знанием предмета. Очевидно, нелюбовь к теософии и её провозвестникам была в крови у обоих братьев. Однако их сочинения вольно гуляли по России, тогда как теософические труды Елены Блаватской были недоступны русскому читателю.

Нынешние русские теософы (да и не только теософы) тоже хорошо знакомы с сочинениями обоих Соловьёвых, но ещё не успели как следует изучить труды самой Блаватской. Также мало кто знает, что Елена Петровна написала статью в ответ на «критику» Владимира Соловьёва и пыталась поместить её в русской прессе. Но в связи с предубеждением русского общества против неизвестной им Теософии и ходячим ложным мнением о самой Блаватской, ей не было дозволено защитить ни теософию, ни свою книгу, ни собственное имя в глазах горячо любимой ею России, ибо статья эта так никогда и не была опубликована ни в одном из русских журналов. Желая хотя бы частично восстановить справедливость по отношению к Елене Петровне Блаватской, мы решили поместить статью в нашем приложении. К сожалению, нам не удалось найти оригинальный русский вариант этого сочинения, поэтому мы предлагаем её русскому читателю в «обратном» переводе с английского и с небольшими сокращениями.


*
* *

В разделе «Критика и Библиография» в «Русском Обозрении» за август 1890 г (стр. 881-886) я наткнулась на рецензию Владимира С. Соловьёва на свою книгу «Ключ к Теософии», что само по себе весьма лестно; и, обнаружив критический разбор своего труда столь знаменитой личностью и в столь уважаемом журнале, я, как автор «Ключа», должна была бы удовлетвориться оказанной честью. Но на деле всё вышло иначе, и вот по какой причине: статья г-на Соловьёва оказалась вовсе не критическим обзором и даже не обычной критикой, а просто огульным искажением книги, от первого до последнего параграфа, как целиком, так и её отдельных и умело выбранных мест, показавшихся критику «особенно любопытными».

Думалось, что такому известному в России философу, как г-н Соловьёв, хотя бы ради собственной репутации, следовало бы по существу и добросовестно оценить разбираемую им книгу, а заодно и узнать побольше об индийской философии, прежде чем давать свои заключения ex cathedra* относительно того и другого. Однако по прочтении его статьи каждому, кто хорошо знаком с моей книгой и знает английский язык, становится ясно, что критик не удосужился внимательно прочитать её, а если и прочёл, то не постиг смысла тех пунктов, которые он решил покритиковать. Это очевидно. Ибо нельзя же предположить, что, готовя статью для раздела «Критика и Библиография», г-н Соловьёв руководствовался не фактическим материалом и не философской системой, описанной в труде, а лишь предубеждением против автора, или же против самой системы, которую ему не удалось понять. Профессиональная зависть, вроде бы, неуместна здесь.

__________
* Ex cathedra, лат. С профессорской, лекторской кафедры. – Прим. перев.

Причём, беспокоит меня в связи с этим не столько моя репутация, сколько искажение учений, приписываемых мне; не гордость автора, коим я, между прочим, не являюсь, а ошибки критика, – как нарочитые, так и случайные. Его небрежность порою просто феноменальна. Искажая и Теософию, и Индийскую философию, он делает ошибку чуть ли не в каждой строчке. Поэтому я считаю своим моральным долгом поправить его, как для того, чтобы защитить вверенное мне Общество, так и для пользы русского читателя. Кроме того, питая сердечную любовь к своей родине, – какой я желаю всем русским за пределами России, – а значит дорожа мнением всех православных русских людей, я не могу обойти молчанием странные выводы г-на Соловьёва. В России лишь очень и очень немногие знают о Теософическом Обществе, или же знакомы с его идеями и читали теософические книги, которые редко можно найти в русских книжных магазинах. И вот читателям, которые впервые о нас слышат, мы – эти малоизвестные теософы – представлены хорошо всем известным г-ном Соловьёвым как «нео-будисты» и «атеисты», а заодно и как игнорамусы, если не просто болваны, играющие в философию.

Говоря откровенно, бесчестно обманывать читателя такого рода критикой; и ещё более бесчестно искажать мысли автора, выдёргивая наудачу отдельные фразы (потому поддающиеся неверному толкованию) из недоступной для читателя книги на чужом языке и искажая все её главные идеи, набросать несколько страниц в эдаком небрежном и насмешливом тоне, выдавая всё это читающей публике за последнее слово «Теософии»!

Не задерживаясь на таких пустяках, как искажение моего имени (Блавацкая вместо Блаватской), хотя критик и представляет меня как «весьма известного автора», и не придавая особого значения таким промашкам, как, например, замена «Разоблачённой Изиды» на «Изиду без покрывала», хотя это и указывает на недостаточное знание им английского языка, я скажу слово-другое вот о чём: г-н Соловьёв, как бы в защиту «г-жи Блавацкой», уверяет публику, что она не могла «выдумать тибетское братство, или духовный орден келанов» (?!), ибо в книге миссионера Гюка, написанной им «за тридцать слишком лет до основания теософического общества», можно найти о нём «положительные и достоверные известия». Позволю себе спросить критика, где это он читал или слыхал, чтобы гордые брамины когда-либо называли «Махатмами» монгольских хе-лангов (ламаистских буддистов)? Неужто я не достаточно ясно пояснила в своих письмах («Из Пещер и Дебрей Индостана»), что тот, кого мы считаем своим главным учителем (и в ком индусы признают Махатму), – раджпут по рождению, и значит принадлежит к касте кшатриев, или воинов? Нам известны и другие раджа-йоги, – брамины и гималайские аскеты, мистики разных наций, среди которых есть и монголы, но они, конечно, не хе-ланги. Да и разве могли бы не то что хе-ланги, но даже хутукты и хубилганы (воплощения разных будд и бодхисаттв) научить нас чему-либо кроме ламаистского буддизма? Однако здесь не место говорить о наших учителях; по той причине, что, хотя отношения между нами и нашими «скрытыми вдохновителями на дальнем Востоке не могут заключать в себе ничего предосудительного», – как это единственный раз верно подметил г-н Соловьёв, – всё же было бы лучше, «если б эта загадочная связь оставалась тайной». Что очень правильно, ибо на Западе (и даже в России) эти отношения становятся причиной личных амбиций и самолюбивых интриг среди псевдо-Теософов, которые и превращаются затем в бессовестно лгущих и непримиримых врагов Теософического Общества, и в особенности моих – его козла отпущения.

Затем, почему г-н Соловьёв выражает такое удивление (или радость?) по поводу моего признания в «Ключе», что наше Общество порой являет собою «довольно-таки жалкий образчик» всемирного братства? Возможно, если сделать скидку на происходящее вокруг ежедневное Таинство (да позволят мне такой термин), я выказала излишнюю строгость по отношению к нашим Членам. Ибо где же на земле, в каких это кругах нет «зависти, раздоров и всяких дрязг?» Действительно, если даже в семьях часто видишь вражду, не позволяющую кровным братьям пожать друг другу руку, то можно ли надеяться избежать разногласий в многотысячном «духовном» братстве людей разных рас, вероисповеданий и характерных особенностей? Разве они не естественны в таком огромном содружестве? Актом присоединения к Обществу человек лишь выражает свою симпатию к его основным целям. Но если он не Теософ по природе своей, то так и останется, «кость от кости», тем же старым Адамом. Из этого однако не следует, что из-за нескольких недостойных членов, следует бросать тень на всё Общество. Но именно это и делает г-н Соловьёв, утверждая наперекор всем правдам, что «о большинстве остающихся [членов] г-жа Блавацкая высказывает не очень высокое мнение», тогда как я в своей книге утверждаю прямо противоположное!* Но довольно об этих незначительных ошибках, относительно меня одной. Перейдём к более важным.

__________
* В своей статье г-н Соловьёв упоминает «трогательное прямодушие автора Ключей» – искренне сожалею, что принимая во внимание его критику, не могу вернуть ему такой же комплимент.

Для чего, например, г-ну Соловьёву понадобилось определять «Ключ к Теософии» как «катехизис нео-будизма», если такой термин не встречается ни в разбираемой им книге, ни вообще в Теософической литературе? Не для того ли, чтобы с самого начала настроить православного русского читателя, – неосведомлённого о разнице между будизмом с одним д и буддизмом с двумя д, – против русского автора и её Общества; читателя, не ведающего к тому же, что не только христианские члены нашего Общества видят в Христе Бога, нисшедшего на землю, но и остальные теософы (буддисты, брамины, парси, мусульмане и пр.) признают в нём величайшего Архата и Пророка? Можно было бы понять, если бы я, разбирая, например, в каком-нибудь английском журнале некоторые лекции или сочинения г-на Соловьёва, определила их как «нео-папизм», ибо именно в этом свете их и рассматривает вся православная Россия. Но где же нео-будизм в наших учениях? – Его там нет, а есть лишь много старого доброго Гнозиса. Кроме того, вся наша литература свидетельствует, что истинные теософы, почитая всемирную мудрость, в действительности, почитают ту же мудрость, о которой говорит Св. Иаков в третьей главе своего Послания [стих 17] и которая есть «мудрость, нисходящая свыше, [и которая] во-первых чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна»; и что по совету того же Апостола [стих 14, 15] они избегают мудрости, которая «земная, душевная, бесовская». И если мы, пытаясь в меру сил своих следовать высшей мудрости, используем слово Бодхи, вместо София, так это потому, что, во-первых, оба эти слова (и санскритское и греческое) – синонимы; а во-вторых, потому, что среди членов нашего Общества на каждого европейца приходится пятьдесят азиатов – браминов и буддистов. К чему же тогда префикс «нео», если Бодхи или София, т. е «мудрость свыше», старее самого создания мира? Философия, определённо, не началась с г-на Соловьёва, да и мудрость не умрёт с ним! Скажи он, что, предпочитая дух мёртвой букве, мы ищем эту вечную мудрость и истину в основных принципах и прототипе до-христианских религий, искаженных ныне «земной бесовской мудростью», – что и позволяет близоруким и невежественным видеть в нас то ли язычников, то ли буддистов, – он бы не ступил за пределы фактов и имел полное право, отстаивая свою точку зрения, критиковать нашу систему как и сколь ему угодно. Но не это он делает, а настойчиво приписывает «Ключу к Теософии» то, чего там нет и никогда не было.

Вот, например, что утверждает г-н Соловьёв, на странице 882: «Любопытно, впрочем, что из числа религий, имеющих в своей основе теософическую истину, исключается религия иудейская, как не выражающая никакой истины, по мнению автора», т. е. по моему мнению (курсив мой). Это совершеннейшая неправда. Одно из двух: либо г-н Соловьёв настолько плохо знает английский, что сбитый с толку соотношением слов, принимает часть за целое; либо просто желает очернить автора «Ключа». Ниже я привожу слово в слово ту выдержку из «Ключа», [см. стр. 39-40], на которую он ссылается.

Итак, процитировав предложение из Декларации Принципов Американских Национальных Клубов, в котором утверждается, что «Принцип Братства Человечества является одной из непреходящих истин, устремляющих мировое развитие в направлениях, отделяющих человеческую природу от природы животной», и заметив, – «Что может быть более теософским?» – я продолжаю следующим образом: «...И всё же этого недостаточно. Нужно также подвести людей к мысли о том, что если корень человечества един, то должна быть и одна истина, находящая своё отражение во всех религиях, несмотря на всё их разнообразие, – кроме иудейской, ибо вы не найдёте её выраженной даже в Каббале.»

Неужто это означает, что мы не признаём в еврейской вере никакой истины? Разве он не понимает, что под истиной, о которой я говорю на этой странице, имеется в виду «истина» принципа братства, а не божественная истина вообще? Не могу удержаться от подозрения, что он прекрасно всё понимает, и тем не менее спешит очернить меня в глазах тех, кто почитает Ветхий Завет. Ну что ж, предоставим поведение сего «критика» суду всех справедливых и непредубеждённых людей. Это порочащее измышление не имеет под собой абсолютно никакого основания, что и может быть легко доказано, если просмотреть наши журналы. Теософы коллективно уважают Библию, так же как и священные писания других народов, находя в ней те же вечные истины, что в Ведах, Зенд-Авесте, Трипитаке и пр.; а христианские теософы видят в ней высшую истину. В нашем Обществе столько же христиан, сколько и благочестивых иудеев (даже раввинов), браминов, буддистов, парсиев, мусульман, раскаявшихся материалистов и атеистов; последние, однако, не изучают [религиозную] философию. Также Теософическое Общество никогда не было «сектой» – ещё одно заблуждение критика. Оно включает в себя представителей всех сект и религий, причём ни от кого и никогда не требовалось отрекаться от своей веры, вступая в Общество.* Оно основано на чистой этике и в духе чистой науки, а не мёртвой буквы; поэтому теософы и изучают Упанишады, Каббалу, Герметические Науки и Символизм, без ключа к которым невозможно понять ни Веды, ни Ветхий Завет. Г-н Соловьёв, разумеется, не станет возражать против того, что Пятикнижие Моисея, и особенно Бытие, полны аллегорий и фигуральных выражений. Ведь именно это и утверждает Апостол Павел (см. Послание к Галатам, iv, 24), когда говорит, что в истории об Аврааме и его двух сыновьях, в повествовании о Саре и Агарь «есть иносказание». Тому же учили и Отцы Церкви, и еврейские философы, и раввины, как например, Ориген, Климент Александрийский, Гиллель, Филон Иудейский, Маймонид и пр., вплоть до нашего времени.

__________
* За исключением нескольких агностиков, все члены внешней (экзотерической) секции Теософического Общества продолжают исповедовать религию, в которой они рождены, следуя её догмам и традициям, как они делали это прежде, чем стать Теософами. А так как г-н Соловьёв уже много лет знает о нашем Обществе, то ему должно быть известно, что Теософия – это не «религия без твёрдых догматов», – как он её определяет, а универсальная система философии абсолютно без каких-либо выдуманных человеком догматов. Поэтому наше Общество, как таковое, не следует, в своём коллективном целом, никаким религиозным догмам, но уважает при этом верования и традиции своих членов, принадлежащих к различным вероисповеданиям.

Та же слабость в переводе и выводах характерна и для слов критика о Божестве в Теософии, о «страстн`ой душе» (средоточии человеческих желаний), о молитве воли и всего остального. Очевидно, поэтому он и не может найти в книге никаких «определённых и твёрдых указаний», и ему кажется, будто «г-жа Блавацкая колеблется то в ту, то в другую сторону». Осмелюсь заверить знаменитого философа, что я вовсе даже не колеблюсь, в чём, надеюсь, он и сможет убедиться сам, когда подучит язык, на котором написана моя книга.

Далее, что он пытается выразить, когда говорит, что наше божество «то определяется [нами] как абсолютное бытие, то признаётся лишь чистою абстракцией?» Может ли нечто абсолютное (бытие или не-бытие) быть чем-то иным, как не «чистой абстракцией» для ограниченного человеческого мышления, обусловленного в своих концепциях формой? Должна ли я, пигмей в сравнении с таким философским гигантом, учить его, что в истинной философии вечное и абсолютное разделяет бездна? Разве можно «дробить абсолютное единство», и разве может абсолютность иметь какое бы то ни было отношение к конечному и обусловленному? Читая критику г-на Соловьёва, можно подумать, будто я обучаю членов нашего Общества некой новой, изобретенной мною философии. Мне казалось, что всем, кто знаком с нашими учениями, известно, что все подобные мировые вопросы объясняются не «Мадам Блавацкой», а философией Упанишад (смотри ниже), ключ к пониманию которых следует искать в сокрытых трудах Веданты, пока что недоступных ориенталистам.

Что же касается философии Индии, то критик, очевидно, знает о ней ещё меньше, чем о теософии. Так, ради удовольствия указать «нашему автору» (его покорному слуге), что он «не имеет права приписать» автору «Ключа» (это значит мне) «ни один из разнохарактерных взглядов» индийской философии; иными словами, что моя (?) Теософическая система глупее, чем «низшая из индийских степеней умозрения», – наш критик ставит себя в затруднительное положение. Ибо он сообщает миру о якобы существовании «шестнадцати систем индийской философии» (!!!). Могу уверить нашего русского философа, что он сильно заблуждается; ибо в Индийской философии существует лишь шесть признанных систем, известных как Шад-Даршаны, дословно, шесть демонстраций, или «шесть школ».* Г-н Соловьёв ссылается на «свод систем» Мадхавачарьи в труде под названием Сарва-Даршана-Самграха, в котором этот сектант XIV века анализирует 16 систем, помещая буддизм на последнюю ступень мировых концепций. Но тут наш критик кое-чего недоучёл: первое, что в Индии – где на протяжении многих столетий число буддистов было не так уж велико, – буддизм никогда не расценивался как школа; и второе, что свод систем Мадхавачарьи – это просто незаконченный каталог ортодоксальных и еретических сект, существовавших в его дни, с которыми он и боролся всю свою жизнь, отстаивая и восхваляя собственную систему (а ныне секту) Двайты (или дуализма), основателем которой он был. Таким образом, это вовсе не «свод систем индийской философии», а всего лишь свод мнений Мадхавачарьи, фанатичного ведантиста и поклонника Вишну.

__________
* А именно: (1) Ньяя, логическая школа Риши Гаутамы; (2) Вайшешика, атомистическая система Канады; (3) Санкхья, пантеистическая школа Капилы; (4) Йога, мистическая школа Патанджали; (5) Пурва (ранняя) Миманса; и (6) Уттара (поздняя) Миманса Вьясы, называемая Ведантой. Существует также седьмая школа, намного более поздняя, Паурамика, или эклектическая школа, представленная учениями Бхагават-Гиты, но она не включена в число древних даршан. Ни одна из более поздних школ не принимается во внимание.

Также, откуда у г-на Соловьёва идея, что «Веданта, или абсолютный пантеизм»,* ... высшая и шестнадцатая [?] система, была основана философом Самкара-Ачарья»? – это утверждение в трёх строках содержит три грубые ошибки. Прежде всего, Веданта не шестнадцатая система, а система, включающая в себя 5-ую и 6-ую школу интерпретаций (или Мимансы); затем, «Самкара-Ачарья» (Шанкарачарья, что значит Учитель Шанкара) не мог быть основателем Веданты, потому что Веданта уже существовала за тысячу лет до его рождения;** и, наконец, Веданта сама по себе не школа, а, как уже было сказано, система интерпретаций Вед, Упанишад и Мимансы; это описательный термин и означает буквально «конец Веды», то есть конец знания или познавания (Видьи)***; а по-другому – конец Брахма-джняны, или «знания о Божестве». Шанкарачарья был великим йогом и реформатором, учившим идолопоклонников универсальному единству божества (Парабрамы) и души, духа и материи, и получивший за это прозвище переодетый буддист; причём школа его вывернула наизнанку весь Ведантизм. Даже ориенталисты называют иногда его школу новой Ведантой или нео-ведантизмом, точно как наши недруги величают нас «нео-будистами» – термин, в обоих случаях, и не талантливый и не верный.

__________
* Не совсем «абсолютный» пантеизм. Веданта подразделяется в Индии на три аспекта, или секты, а именно, – Адвайта, основанная Шанкарачарья и единственно абсолютно пантеистическая; Двайта, секта Мадхавачарьи, которая учит чистому деизму; и Вишиштадвайта, находящаяся где-то между первыми двумя. Все три секты принадлежат системе Веданта, но двайта никогда не были пантеистами.
** Если г-н Соловьёв отсылает меня к Сарва-даршана Мадхавачарьи, в переводе Коуэлла (лучшего английского санскритолога, между прочим), тогда я отошлю его к Эльфинстоновской «Истории Индии», подготовленной к печати самим Коуэллом. На странице 130 этого заслуживающего доверия труда, под заголовком Веданта, или Уттара-миманса Школа, сказано: «Основание этой школы приписывается Вьясе, предполагаемому составителю Вед, жившему около 1400 года до н. э...» Это, кажется, достаточно всё проясняет! Шанкарачарья был лишь толкователем Веданты и Упанишад и создателем внутри своей системы Адвайта школы.
*** Слово «Веды» произошло от корня вид, «знать», или «понимать». Веды также называются брахма-видья, что значит «понимание», или «мудрость, касающаяся Брамы»; Риг-Веда приписывается перу самого этого божества, а три другие Веды – его непосредственному откровению. Брахма-видья в переводе и означает «теософия».

В системе Адвайта сокрыто очень много истинного учения Будды – Будхизма [или Будизма с одним д], которое он передавал своим Архатам. Это всемирная система сокрытой науки, объемлющая все другие эзотерические, или тайные учения, такие как Каббала Танаимов, Зогар Симона-бен-Иохаи, Книги Гермеса и пр. О том, что подобные учения существуют и по сей день, свидетельствуют Упанишады («эзотерическая доктрина») даже в переводе ориенталистов.* Эйтель, Инспектор Школ в Гонконге (автор Санскритско-Китайского Словаря), и миссионер Эдкинс (проживший всю жизнь в Китае и изучивший китайскую систему философии и буддизм во всех его аспектах в том виде, в каком он существует в Небесной Империи и Тибете), посвятили в своих трудах целые главы «тайным школам». Но так как из истинного учения им почти ничего не известно, то они, понятно, и говорят много глупостей. Упанишады, по утверждению санскритских пандитов, уничтожают невежество и ведут тех, кто их изучает, к духовному освобождению, путём знания и лучшего понимания божественной истины. Разве не то же самое мы находим у Иоанна (viii, 32) относительно учений Христа: «и познаете истину, и истина сделает вас свободными»? И если Брахманы (дополнение к Ведам), исполненные сухой обрядности, мёртвой буквы ритуализма и идолопоклонничества, являются Талмудом индусов, то Упанишады – их Каббалой, объясняющей дух мёртвой буквы. Однако для совершенного понимания Упанишад и Каббалы требуется ключ, который находится в руках «посвящённых» Адептов Гупта-Видьи (тайной науки); они-то и являются авторами книг по Веданте.** Шанкарачарья был самым замечательным из Адептов (после Будды); и Адвайта ведантисты считают его воплощением, или Аватара, бога Шивы, великого Йога (Махайога) Индии. Он был одним из лучших толкователей Упанишад по системе Веданты, но были и лучшие. Покинув сей мир в возрасте всего лишь 32-х лет, он успел объяснить только часть целого; и согласно традиции, в мире больше нельзя найти никого, кто мог бы от начала до конца объяснить тайные науки; хотя все они содержатся в Упанишадах....

__________
* Около тридцати лет назад Упанишады (состоящие из коротких трактатов, числом примерно в 150) начали постепенно исчезать, сокрытые браминами; из оставшихся лишь около 20 не несут на себе никаких следов подделки. В Индии широко распространён слух, что все лучшие Упанишады, также как и разъясняющие их книги Веданты (создаваемые на протяжении столетий и дающие ключ к Упанишадам), находятся в руках посвящённых Тарака-раджа-йогов в главных монастырях ведантистов, принадлежащих к адвайта школе; а также в руках некоторых независимых йогов, адептов-мистиков, разбросанных в джунглях Гималаев и на неприступных вершинах горных кряжей Южной Индии. Эти братства, или коммуны существовали тысячелетиями; и в наши дни их всё ещё достаточно, чтобы можно было сформировать некоторое мнение о них. Однако с каждым годом настоящих знающих йогов становится всё меньше и меньше; их сменяют шарлатаны и невежественные паразиты, живущие за счёт суеверных народных масс. Я надеюсь в ближайшем будущем снабдить русскую периодику статьёй о современных йогах с описанием некоторых из ашрамов (т.е. мест уединения), известных в Индии. [Смерть помешала Е.П. Блаватской осуществить это намерение.]
** В доказательство того, что именно в Упанишадах должны мы искать источник всех последующих систем философии Малой Азии и Европы, я приведу мнение Эльфинстона из его Истории Индии (под редакцией Коуэлла): «Анализируя древние Упанишады, замечаешь, что они отличаются одной замечательной особенностью – полным отсутствием в их доктринах какой бы то ни было браманической исключительности. Они проникнуты совершенно иным духом – свободой мысли, не присущей ни одному раннему труду, кроме самих гимнов Риг Веды. Учителя высшего знания в них – не брамины, но кшатрии; и брамины постоянно изображаются там направляющимися к великим царям-кшатриям, чтобы стать их учениками.

Эти древнейшие учения в мире и свидетельствуют о Теософии, или Религии Мудрости (религии разума); и мы называем наше учение религией лишь потому, что его догматы объединяли, однажды, всю человеческую расу через духовное мышление.

Тот, кто понимает сущность и значение вселенской истины, не станет удивляться, обнаруживая там и тут фрагменты её лучей; и не только в древних философских верованиях, но даже в грубом фетишизме дикаря всё ещё можно найти затухающие искры той истины. И дикарь не повесил бы произвольно ярлык «нео-будизма» на то, что заключает в себе семя всех древних и современных концепций жизни; и не заявил бы, знай он учения Евангелий, что «чистый луч универсального начала, преломляемый человеческим сознанием», – это «просто метафора». Также помня наказы, – «Я и Отец одно», «Отец во Мне и Я в Нём» (От Иоанна, x, 30 и 38), и особенно разделяющиеся языки огненные (Деяния, ii, 3), – он не стал бы вопрошать: «Откуда берется само это человеческое сознание с его способностью разлагать божественный свет, дробить абсолютное единство?» Более того, если бы ему были известны слова Апостола Павла, – «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» [1 Кор., iii, 16], а также утверждение самого Христа в ответ на клевету фарисеев, – «не написано ли в законе вашем: Я сказал, вы – боги?» (От Иоанна, x, 34), – то и не обвинил бы он теософов в само-обожествлении, подобно г-ну Соловьёву, который – уверяя публику, что теософия – это религия «с очень определённым и в сущности исключительным направлением к самообожествлению человека и против всяких сверхчеловеческих начал», – просто искажает правду и огульно клевещет на нас.

Однако ж, довольно. Остаётся лишь добавить, что если бы критик изучил теософические учения хотя бы наполовину, так же как он изучил папизм и иудаизм, то легко преуспел бы в трудном задании изложить смысл наших учений. И тогда, возможно, он вообще воздержался бы от того, чтобы писать о «Ключе к Теософии», ибо он понял бы, что книга эта не предназначалась для России – единственной страны, где всё ещё можно отыскать чистый идеал Христа; и знал бы, для чьей пользы цитировала я евангельскую притчу о древе, которое познаётся по плодам своим.*

__________
* Я советую г-ну Соловьёву прочесть мою статью в North American Review (Нью-Йорк, август 1890 г), озаглавленную «Прогресс Теософии», в которой он найдёт перечисление плодов Теософического древа.

Ключ был написан для стран, где возможны такие вещи, как Армия Спасения, с её дикими уличными выкриками и куплетами из оперетки, в которых имя «прекрасной Елены» заменено на имя Того, кого они называют Сыном Божьим. Для страны, где в настоящий момент насчитывается не менее шестнадцати воплощений Христа, начиная с преподобного миссионера Швейнфурта и заканчивая Кеннеди, бывшим вором из исправительного заведения, а ныне Мессией сектантов Коннектикута. Книга предназначалась для таких псевдо-христианских стран, как Англия,– где епископы выступают с публичными речами против «Нагорной Проповеди», называя её утопией,* – и как Америка, – граждане которой (члены 772-х воюющих друг с другом сект) на каждую церковь и часовню открывают по пять питейных заведений и столько же домов терпимости. Для стран, в которых ханжество, безумная погоня за деньгами, суеверие вместо религии и пороки всех сортов, в их самых отвратительных аспектах, давно уже уничтожили не только что веру в божественное я человека и в бессмертие его души, но и все высокие человеческие чувства.

__________
* Как например, епископ епархии Питерборо.

Наконец, г-ну Соловьёву стало бы ясно, что «Ключ к Теософии» не содержит никакого особого учения, а просто является попыткой исправить некоторые дикие представления публики о верованиях азиатских Мистиков и Теософического Общества. И если бы г-н Соловьёв всё это знал, то не было бы надобности и в моём ему ответе, смысл которого заключается в бессмертном выражении:

«Не суди, да не судим будешь.»

Е. Блаватская
(Радда-Бай)

Лондон,
Сентябрь 1890 г.

Перевод с английского Жанны Россовой

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 301 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 22
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация вкл, правка нет